Информация о работе:
Дисциплина: Социальная антропология
Тип работы: Эссе

Как различить "далекие от опыта" и "близкие к опыту" понятия? Критический анализ методологии "насыщенного описания" К. Гирца

Фрагмент текста
Подобная формулировка научной проблемы позволяет по-другому взглянуть на вопрос возможностей насыщенного описания: от проблемы психической организации ученого вопрос передислоцируется в плоскость терминологической наполненности анализа. Задача антрополога заключается в том, чтобы уловить близки к опыту туземцев понятия и связать их с проясняющими смысл далекими от опыта понятиями, взятыми из лингвистического аппарата, родного и привычного для культурной среды исследователя. К. Гирц подчеркивает опасность иллюзии погружения в чужую культуру. Это всегда чревато искажением смысла социальных действий. Дело в том, что «близкие к опыту» понятия используются спонтанно, они редко имеют фиксированный, моносемантический, смысл. Информант (носитель культуры) может даже не осознавать, что он использует «понятие». Исследователь чаще всего не может понять, что именно стоит за тем или иным понятием, что сокрыто от его взгляда и понимания. Он может понять только, что воспринимает информант посредством какого-то понятия. Для иллюстрации своих рассуждений К. Гирц использует данные собственных эмпирических исследований. Имея опыт полевой работы яванской, балийской и марокканской культур, К. Гирц пытался понять, каким образом конструируется образ «я» у представителей этих трех культур. Прежде всего он подчеркивает, что он не пытался представить себя на месте сборщика риса или марокканского шейха. Он «пытался реконструировать эти наиболее интимные понятия … путем поиска и анализа символических форм - слов, образов, институтов, поступков, - посредством которых люди в рассматриваемых обстоятельствах реально представляют себя самим себе и другим людям»[3]. При этом он настаивает на том, что для человека европейской культуры ( к которой он относит и себя) невозможно до конца понять те представления о личности, которые характерны для других культур, а потому для исследователя важно не забывать, что он исследует чужие «близкие к опыту» понятия через призму своих «близки к опыту» понятий, который в случае анализа чужой культуры являются уже «далекими от опыта» понятиями.
Показать еще
Эту работу защитили на 5
Похожие работы:
  • Религия и социальный идеал в концепции С.Н. Булкакова

    1. Анализ ценностного содержания социальных идей в творчестве С. Н. БулгаковаС. Н. Булгаков - яркий пример возможности сочетания веры в Бога и научного познания явлений окружающего мира в рамках одной теории и одной личности. Принятие им в 1918 г. священнического сана не отвратило его от изучения социальных проблем и от стремления выявить причины происходящих в обществе процессов, хотя и наложило отпечаток на выбор предпочтительной для него теоретической перспективы: "Серьезное раздумье над самыми первичными социальными понятиями приводит к убеждению, что все они насквозь телеологичны, пронизаны непрерывающейся нитью идеала, того идеала, которого нельзя получить только научным дистиллированием объективного хода событий"2Булгаков С. Н. Два града: исследования о природе общественных идеалов. М.: Астрель, 2008. с. 172… Следовательно, в поисках истины человеческий разум неизбежно выходит за рамки позитивной науки, познавая больше, чем допускают объективные научные методы. Принятие данного тезиса обусловило разрыв Булгакова с устоявшимися объективистскими взглядами на обществознание3Кравченко Е. И. Христианство и социология - "два града" отца Сергия (С. Н. Булгакова) // Социологические исследования. 2012. №5. с. 96-103., как позитивистскими, так и марксистскими, и привело к выводу о необходимости разработки собственной методологии социологического познания. Одним из первых шагов на этом пути стала его статья 1902 г. "Основные проблемы теории прогресса", где он постарался продемонстрировать несостоятельность контовского подхода к пониманию религии и метафизики в качестве устаревших и не дающих истинного знания способов объяснения явлений окружающего мира. По мнению Булгакова, закон трех стадий О. Конта, закрепляющий лишь за позитивным, научным (читай, опытным) познанием право на получение истинного знания, есть заблуждение. На деле же каждый из трех способов познания имеет собственную сферу компетенции и собственные ограничения. Сама по себе опытная наука дает человеку исключительно фрагментарное знание, и задача получения полного и законченного знания в сфере опыта решена быть не может.

  • Написать эссе на тему "Проблемы карьеры современной молодежи"

    - выявить проблемы каждого этапа;- найти пути решения данных проблем.Проблема карьеры современной молодежи не раз поднималась в работах известных ученых. Их наблюдения отличаются противоречивостью и неоднозначностью. Объем данной работы не позволяет значительно углубиться в суть проблемы; тем не менее, будет произведен её максимально широкий обзор.ПРОБЛЕМА КАРЬЕРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИИтак, приступаем к рассмотрению проблемы трудоустройства и карьеры молодежи. Для примера возьмем абстрактного молодого человека и посмотрим, какие проблемы в построении карьеры его ждут. Логичнее всего начать изучение проблемы карьеры молодежи с первого этапа – получение образования. Что в процессе получения образования может отразиться на построении карьеры в дальнейшем? Во-первых, это выбор образовательного учреждения. На рубеже XX-XXI веков произошел рост популярности высших учебных заведений (вузов). В то же время, средне-специальные учебные заведения (ссузы) эту популярность утратили. А ведь именно ссузы готовят специалистов так называемых «рабочих» профессий, столь необходимых обществу. Таким образом переходим к второму пункту - выбор профессии. Молодежь хочет заниматься интеллектуальным трудом, игнорируя труд физический. Закономерны следующие процессы на рынке труда: он перенасыщен специалистами с высшим образованием, стремящимися к руководящим должностям в интеллектуальной сфере. Так как предложение больше спроса – следствием является безработица среди молодежи. Безработица вызывает понижение социального статуса. Люди, стремящиеся этого избежать, соглашаются работать не по профессии. Вакантные места найти возможно – ведь на рынке «рабочих» профессий существует нехватка кадров. Но что мы получаем в итоге? Ненужное образование - то есть потерянные годы; неквалифицированная рабочая сила – то есть ухудшение качества производимых товаров и услуг; заниженная самооценка человека, не сумевшего реализоваться по профессии.

  • Евгеника

    Таким образом, некоторые биологи признают, что генетика порой движется в сторону идей, некогда свойственных евгенике. Однако поставить знак равенства между этими явлениями невозможно, поскольку родителей в данном случае не принуждают пройти принудительную стерилизацию. Более того, им дают шанс зачать ребенка и диагностировать у него наличие тех или иных заболеваний, прежде чем они должны будут принят сложное решение. Рассмотрим этические и правовые аспекты восприятие евгеники сегодня. 2. 2 Этическая несостоятельность евгеники и правовой запрет на селекцию человека. У современного человека, который помнит последствия нацизма, понятие евгеники ассоциируется исключительно с расовой теорией. Мы считаем, что это во многом справедливо, поскольку, так или иначе, это учение подогревало расистские настроения не только в нацистской Германии, но и в США начале XX в. Возникает вопрос о причинах этической несостоятельности этой теории. Есть несколько таких причин: Во-первых, евгеника привела к целому ряду неоправданного насилия над большим количеством людей, а в нацистской Германии к миллионам смертей. Невозможно отрицать наличие особой риторики. связанной с евгеникой, в расовом учении Третьего рейха. Во-вторых, генетические усовершенствования проводились без конкретных научных доказательств наличия дефектов в самих генах отдельных девиантных лиц. Физические недостатки вовсе не означают наличие интеллектуальной неполноценности. В-третьих, евгеника навязывалась человеку вопреки праву автономности личности. Насильственная стерилизация является ярким тому примером. Сегодня остается ряд сомнительных медицинских технологий, которые часто необоснованно перемешивают с евгеникой. Аборт, который совершается на основании медицинских анализов плода вряд ли стоит относить к методам евгеники, поскольку совершается не с целью уменьшения генетического груза, а с целью предотвратить страдания самого будущего ребенка. Кроме того, многие родители отказываются от подобных процедур, воспитывая ребенка таким, какой он есть.

  • Понятие капитала у П.Бурдье и К. Маркса: общее и различное

    На наш взгляд, нельзя однозначно сказать, какая из точек зрения верна – существование одного капитала (как у К. Маркса) или множества капиталов (как у П. Бурдье). Не стоит забывать о том, что два исследователя жили и трудились в полярно разное время (К. Маркс - 1818-1883 гг., П. Бурдье - 1930 – 2002 гг. ). Вероятнее всего каждое из исследовательских предположений отражало суть того временного периода, на который приходилась научная деятельность ученого. В связи с этим концепция «культурного капитала» П. Бурдье в противовес концепции экономического капитала К. Маркса отражала уже не только зависимость уровня благостостояния от достижений научно-технического прогресса и инноваций, но также обуславливалась новыми веяниями в менеджменте – как то концепция человеческих отношений и пр. По нашему мнению, общим для понимания категории капитала двух авторов является акцент, которые оба ученых делают на особенностях процесса взаимодействия между участниками-агентами. А различения в понимании категории «капитала» связаны у авторов с типом и характером процесса обмена материальными благами – происходит ли он по вертикальному или горизонтальному направлению; а также со степенью институционализации общества. К примеру, весьма тесное переплетение таких подвидов капитала как «политический капитал» и «административный капитал» в трактовке К. Маркса [11] можно объяснить по нашему мнению тем, что в установлении общественной иерархии политическое делегирование еще преобладает над позициями, устанавливаемыми авторитарным способом. С другой стороны, то разделение капиталов на подвиды капитала политического и капитала административного, которое предложил К. Маркс, является несколько абстрагированным от реальности, т. к. в обоих этих случаях мы имеем дело с той или иной формой контроля, который имеет власть над человеческим поведением. В связи с вышеизложенным, по нашему мнению, главным отличием указанных подвидов капитала друг от друга является то, насколько он задействует субъектов социального действия – социальных акторов. Так, как пишет специалист по политической теории А.

  • Социальные инновации

    Российская специфика опреде­ляет необходимость выработки соб­ственных механизмов вовлечения в систему инновационных отношений государства и корпоративного сек­тора, при этом следует использовать европейский опыт формирования со­циальной модели развития общества. В России сформировались условия для комплексного подхода к решению существующих проблем, которые мо­гут быть реализованы в рамках ин­новационной социальной политики. Одним из направлений ин­новационной социальной политики должен стать вестинг (vesting), по­скольку в российской практике одна из острейших проблем - это проблема пенсионного обеспечения граждан. Пенсионная система, сформирован­ная как гибрид: с государственным и частным софинансированием, может показать себя дееспособной и эффек­тивной альтернативой существую­щей практике. Поиск компромисса в данном направлении позволит учесть интересы работников и бизнеса и уменьшить патерналистическую на­грузку на государство. Ещё одним аспектом инновационной социальной политики представляется возможной практическая реализация доброволь­ного социального страхования. Усилия в данном направлении долж­ны прилагаться одновременно всеми заинтересованными сторонами про­цесса: властями, бизнес-сообществом и населением. Следует отметить, что именно со стороны населения, как это ни парадоксально, отмечается наименьший интерес к построению действенной и эффективной системы доброволь­ного социального страхования. Причиной тому во многом слу­жит отсутствие практики личного фи­нансового планирования у большей части населения страны. Одной из ключевых целей ин­новационной социальной политики является повышение качества жизни населения, снижение дискриминации труда, поддержка наиболее уязвимых слоёв населения, а также достиже­ние социальной справедливости и со­циальной солидарности в обществе. Традиционно достижение этих целей возлагалось на государство как един­ственный институт, гарантирующий соблюдение социальных прав и свобод граждан, главным образом за счёт на­ращивания трансфертных выплат.

×
Оформите заявку на работу - это бесплатно