Информация о работе:
Дисциплина: Естествознание
Тип работы: Эссе

Географическая школа социологии (Г.Бокл, Э.Реклю, Л.Мечников)

Фрагмент текста
Несмотря на общую идею, взгляды представителей географической социологии порой радикально отличались. Часть из них вслед за Ш. Монтескье (например, Л. И. Мечников и Э. Реклю), признавая и даже научно обосновывая влияние отдельных компонентов географической среды на общественное устройство, все же исходили из гуманного начала природного равенства людей. Например, Л.И. Мечников выделяя три эпохи в истории человеческой цивилизации: начальную или «рабовладельческую» – эпоху рек (Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Янцзы и Хуанхэ), вторую средиземноморскую или «землевладельческую» – эпоху морей, третью современную «капиталовладельческую» – эпоху океанов (началась в эпоху Великих географических открытий); выделял и критерий общественного прогресса в «нарастании общечеловеческой солидарности» [2]. Не о современной ли глобализации он говорил? И не стоим ли мы на пути новой эпохи информационного общества - «космическо-экологической»? Когда мир связан информационно во многом благодаря запуску спутников, а развития производства во многом определяется не только наличием необходимых ресурсов, но и экологической ситуацией в регионе? Другие исследователи, как, например, Г. Бокль и Ф. Ратцель оправдывали географическим детерменизмом колониализм, в дальнейшем их идеи были развиты К. Хаусхофером и стали частью доктрины нацистов во второй мировой войне [2].Возможно, это искажение первоначальных идей и не без оснований стало одной из причин дальнейшего упадка школы. Хотя тому были и другие объективные причины: понимание того, что нельзя игнорировать социальные движущие силы исторического прогресса, а также развитие новых научных направлений, таких как геополитика, социальная география и социальная экология и др., где отдельные идеи школы географической социологии получили довольно широкое распространение.
Показать еще
Эту работу защитили на 5
Похожие работы:
  • Гелиоэнергетика. Использование энеигии Солнца человеком

    ܰВܰоܰзܰмܰоܰжܰнܰоܰ иܰсܰпܰоܰлܰьܰзܰоܰвܰаܰнܰиܰеܰ сܰоܰлܰнܰеܰчܰнܰоܰйܰ эܰнܰеܰрܰгܰиܰиܰ дܰлܰяܰ пܰоܰлܰуܰчܰеܰнܰиܰяܰ тܰеܰпܰлܰоܰвܰоܰйܰ,ܰ вܰ чܰаܰсܰтܰнܰоܰсܰтܰиܰ,ܰ дܰлܰяܰ оܰтܰоܰпܰлܰеܰнܰиܰяܰ жܰиܰлܰиܰщ. ܰОܰдܰнܰаܰкܰоܰ вܰ уܰсܰлܰоܰвܰиܰяܰхܰ нܰаܰшܰеܰйܰ сܰтܰрܰаܰнܰыܰ 8ܰ0ܰ %ܰ эܰнܰеܰрܰгܰиܰиܰ Сܰоܰлܰнܰцܰаܰ пܰрܰиܰхܰоܰдܰиܰтܰсܰяܰ нܰаܰ лܰеܰтܰнܰиܰйܰ пܰеܰрܰиܰоܰдܰ,ܰ кܰоܰгܰдܰаܰ нܰеܰтܰ нܰеܰоܰбܰхܰоܰдܰиܰмܰоܰсܰтܰиܰ оܰтܰаܰпܰлܰиܰвܰаܰтܰьܰ жܰиܰлܰьܰеܰ,ܰ кܰрܰоܰмܰеܰ тܰоܰгܰоܰ,ܰ сܰоܰлܰнܰеܰчܰнܰыܰхܰ дܰнܰеܰйܰ вܰ гܰоܰдܰуܰ нܰеܰдܰоܰсܰтܰаܰтܰоܰчܰнܰоܰ,ܰ чܰтܰоܰбܰыܰ иܰсܰпܰоܰлܰьܰзܰоܰвܰаܰнܰиܰеܰ сܰоܰлܰнܰеܰчܰнܰыܰхܰ бܰаܰтܰаܰрܰеܰйܰ сܰтܰаܰлܰоܰ эܰкܰоܰнܰоܰмܰиܰчܰеܰсܰкܰиܰ цܰеܰлܰеܰсܰоܰоܰбܰрܰаܰзܰнܰыܰм.ܰБܰоܰлܰьܰшܰоܰеܰ кܰоܰлܰиܰчܰеܰсܰтܰвоܰ эܰнܰеܰрܰгܰиܰиܰ зܰаܰтܰрܰаܰчܰиܰваетܰся ܰв ܰзܰиܰмнܰиܰйܰ пܰеܰрܰиܰоܰдܰ наܰ оܰтܰоܰпܰлܰеܰнܰиܰе ܰжܰиܰлܰыܰхܰ иܰ нܰеܰжܰиܰлܰыܰхܰ пܰоܰмܰеܰщܰеܰнܰийܰ,ܰ нܰаܰ кܰрܰуܰгܰлܰоܰгܰоܰдܰиܰчܰнܰоܰеܰ оܰбܰеܰсܰпܰеܰчܰеܰнܰиܰеܰ гܰоܰрܰяܰчܰеܰгܰоܰ вܰоܰдܰоܰсܰнܰаܰбܰжܰеܰнܰиܰяܰ. ܰСܰоܰлܰнܰеܰчܰнܰаܰяܰ эܰнܰеܰрܰгܰиܰяܰ мܰоܰжܰеܰтܰ бܰыܰтܰьܰ иܰсܰпܰоܰлܰьܰзܰоܰвܰаܰнܰаܰ иܰ вܰ нܰаܰзܰвܰаܰнܰыܰхܰ сܰлܰуܰчܰаܰяхܰ. ܰОܰтܰрܰиܰцܰаܰтܰеܰлܰьܰнܰыܰеܰ вܰоܰзܰдܰеܰйܰсܰтܰвܰиܰяܰ эܰнܰеܰрܰгܰоܰуܰсܰтܰаܰнܰоܰвܰоܰк:ܰиܰсܰпܰоܰлܰьܰзܰоܰвܰаܰнܰиܰеܰ бܰоܰлܰьܰшܰиܰхܰ пܰоܰ мܰаܰсܰшܰтܰаܰбܰуܰ пܰлܰоܰщܰаܰдܰеܰйܰ,ܰ чܰтܰоܰ сܰвܰяܰзܰаܰнܰнܰоܰ сܰ вܰоܰзܰмܰоܰжܰнܰоܰйܰ дܰеܰгܰрܰаܰдܰаܰцܰиܰеܰйܰ зܰеܰмܰеܰлܰьܰ иܰ иܰзܰмܰеܰнܰеܰнܰиܰеܰмܰ мܰиܰкܰрܰоܰкܰлܰиܰмܰаܰтܰаܰ вܰ рܰаܰйܰоܰнܰеܰ рܰаܰсܰпܰоܰлܰоܰжܰеܰнܰиܰяܰ сܰтܰаܰнܰцܰиܰи.ܰиܰсܰпܰоܰлܰьܰзܰоܰвܰаܰнܰиܰеܰ «ܰхܰлܰоܰрܰиܰсܰтܰыܰхܰ»ܰ тܰеܰхܰнܰоܰлܰоܰгܰиܰйܰ пܰоܰлܰуܰчܰеܰнܰиܰеܰ «ܰсܰоܰлܰнܰеܰчܰнܰоܰгܰоܰ»ܰ кܰрܰеܰмܰнܰиܰяܰ.ܰ Оܰдܰнܰаܰкܰоܰ вܰ мܰиܰрܰеܰ иܰ вܰ Рܰоܰсܰсܰиܰиܰ вܰ сܰтܰаܰдܰиܰиܰ оܰпܰыܰтܰнܰоܰ-ܰпܰрܰоܰмܰыܰшܰлܰеܰнܰнܰоܰгܰоܰ пܰрܰоܰиܰзܰвܰоܰдܰсܰтܰвܰаܰ нܰаܰхܰоܰдܰяܰтܰсܰя ܰбܰеܰсܰхܰлܰоܰрܰнܰыеܰ эܰкܰоܰлܰоܰгܰиܰчܰеܰсܰкܰиܰ чܰиܰсܰтܰыܰеܰ тܰеܰхܰнܰоܰлܰоܰгܰиܰиܰ.ܰ Иܰхܰ шܰиܰрܰоܰкܰоܰеܰ вܰнܰеܰдܰрܰеܰнܰиܰеܰ оܰбܰеܰсܰпܰеܰчܰиܰтܰ,ܰ бܰеܰзܰуܰсܰлܰоܰвܰнܰоܰ,ܰ эܰкܰоܰлܰоܰгܰиܰчܰеܰсܰкܰуܰюܰ чܰиܰсܰтܰоܰтܰуܰ фܰоܰтܰоܰэܰлܰеܰкܰтܰрܰиܰчܰеܰсܰкܰиܰхܰ сܰтܰаܰнܰцܰиܰйܰ иܰ уܰсܰтܰаܰнܰоܰвܰоܰк.ܰВܰ нܰаܰсܰтܰоܰяܰщܰеܰеܰ вܰрܰеܰмܰяܰ рܰаܰзܰрܰаܰбܰоܰтܰкܰаܰ гܰеܰлܰиܰоܰэܰнܰеܰрܰгܰеܰтܰиܰчܰеܰсܰкܰиܰхܰ (ܰгܰрܰеܰч. ܰHܰeܰlܰiܰosܰ –ܰ сܰоܰлܰнܰцܰеܰ)ܰ сܰиܰсܰтܰеܰмܰ вܰеܰдܰеܰтܰсܰяܰ пܰоܰ дܰвܰуܰмܰ нܰаܰпܰрܰаܰвܰлܰеܰнܰиܰяܰм:ܰСܰоܰзܰдܰаܰнܰиܰеܰ эܰнܰеܰрܰгܰеܰтܰиܰчܰеܰсܰкܰиܰхܰ кܰоܰнܰцܰеܰнܰтܰрܰаܰтܰоܰрܰоܰв;ܰСܰоܰвܰеܰрܰшܰеܰнܰсܰтܰвܰоܰвܰаܰнܰиܰеܰ сܰоܰлܰнܰеܰчܰнܰыܰхܰ бܰаܰтܰаܰрܰеܰй.ܰРܰаܰбܰоܰтܰаܰ нܰаܰд сܰоܰзܰдܰаܰнܰиемܰ эܰнܰеܰрܰгܰеܰтܰиܰчܰеܰсܰкܰиܰхܰ кܰоܰнܰцܰеܰнܰтܰрܰаܰтܰоܰрܰоܰв ܰпܰрܰеܰдܰсܰтܰаܰвܰлܰяܰеܰтܰ сܰоܰбܰойܰ сܰоܰзܰдܰаܰнܰиܰеܰ сܰиܰсܰтܰеܰмܰ, ܰдܰеܰйܰсܰтܰвܰуܰюܰщܰихܰ пܰоܰ пܰрܰиܰнܰцܰиܰпܰуܰ кܰоܰнܰцܰеܰнܰтܰрܰаܰцܰиܰиܰ эܰнܰеܰрܰгܰиܰиܰ.ܰ Сܰоܰлܰнܰеܰчܰнܰаܰяܰ эܰнܰеܰрܰгܰиܰя ܰфܰоܰкܰуܰсܰиܰрܰуܰеܰтܰсܰя ܰпܰрܰиܰ пܰоܰмܰоܰщܰиܰ лܰиܰнܰзܰы ܰнܰаܰ сܰрܰаܰвܰнܰиܰтܰеܰлܰьܰноܰ нܰеܰбܰоܰлܰьܰшܰоܰмܰ пܰоܰ пܰлܰоܰщܰаܰдܰиܰ фܰоܰтܰоܰэܰлܰеܰкܰтܰрܰиܰчܰеܰсܰкܰоܰмܰ эܰлܰеܰмܰеܰнܰтܰе.Фܰоܰтܰоܰэܰлܰеܰкܰтܰрܰиܰчܰеܰсܰкܰиܰеܰ сܰиܰсܰтܰеܰмܰыܰ сܰ лܰиܰнܰзܰоܰйܰ Фܰрܰеܰнܰеܰлܰяܰ,ܰ рܰаܰзܰрܰаܰбܰаܰтܰыܰвܰаܰеܰмܰыܰеܰ яܰпܰоܰнܰсܰкܰоܰйܰ кܰоܰмܰпܰаܰнܰиܰеܰй ܰSܰhܰaܰrpܰ.ܰ Иܰлܰиܰ сܰиܰлܰиܰкܰоܰнܰоܰвܰыܰеܰ кܰоܰмܰпܰлܰеܰкܰсܰнܰыܰеܰ пܰоܰлܰуܰпܰрܰоܰвܰоܰдܰнܰиܰкܰиܰ (ܰКܰаܰлܰиܰфܰоܰрܰнܰиܰйܰсܰкܰиܰйܰ тܰеܰхܰнܰоܰлܰоܰгܰиܰчܰеܰсܰкܰиܰйܰ уܰнܰиܰвܰеܰрܰсܰиܰтܰеܰтܰ - ܰКܰаܰлܰтܰеܰхаܰ)ܰ,ܰ рܰаܰзܰрܰаܰбܰаܰтܰыܰвܰаܰеܰмܰыܰеܰ пܰоܰ пܰрܰиܰнܰцܰиܰпܰуܰ кܰоܰнܰцܰеܰнܰтܰрܰиܰрܰоܰвܰаܰнܰиܰяܰ сܰоܰлܰнܰеܰчܰнܰоܰгܰоܰ сܰвܰеܰтܰаܰ мܰоܰрܰсܰкܰиܰмܰиܰ оܰрܰгܰаܰнܰиܰзܰмܰаܰмܰиܰ вܰ чܰаܰсܰтܰнܰоܰсܰтܰиܰ мܰоܰрܰсܰкܰоܰйܰ гܰуܰбܰкܰоܰй «ܰVܰeܰnܰuܰsܰ's ܰfܰlܰoܰwܰer ܰbܰaܰsܰkܰetܰ».

  • Мировая наука. Проблемы и пути решения.

    Еще одной проблемой является то, что по своей сути наука не является общественно полезной. Однако, в современном мире подход к науке совсем иной – она должна приносить пользу и давать общественно значимые результаты. Как следствие, зачастую вперед продвигаются идеи, на которых можно заработать деньги, даже если они и противоречат фактам. Понятие истины теряет свое значение. Происходит путаница между наукой и технологией. Еще к одному побочному эффекту погружения науки в общество можно отнести требование политической корректности науки. Конверсия военных иссле­дований, успешно проведенная передовыми стра­нами в 1990-е годы, сопровождается и непосред­ственным переходом академической науки к зада­чам технологии, здравоохранения, сельского хозяйства и др. На первый взгляд, такие новые от­расли знания, как современное материаловедение или нанотехнологии, представляются синтезом академической и прикладной науки, не имевшим аналогов в прошлом. Однако похожий синтез ра­нее осуществлялся в таких дисциплинах, как атомная техника, авиастроение, химическая тех­нология и др. (а еще раньше — в металлургии, технической механике, медицине и пр. ), означая начало перехода академического знания в при­кладную отрасль. Особенностью современной науки, таким образом, следует считать не появле­ние академически-прикладных дисциплин нового типа, а существенное снижение доли собственно академических задач. Рост технической оснащенности науки часто проявляется как усложнение методов исследования, не оправданное конечной целью. Ряд общепризнанных положений — фирменный реактив лучше синтезированного, данные из цен­тра коллективного пользования надежнее лабора­торных, суперкомпьютер мощнее персонального компьютера, а цве-тной принтер престижнее черно­белого — при их последовательной реализации трансформируют научную работу как таковую, заставляя исследователей теснее придерживаться рекомендованных методик и «фирменных» схем. Материальный интерес производителей оборудо­вания и программ именно в такой эволюции оче­виден.

  • Бессознательное и сознательное в человеке

    Скрытые детерминанты сознания сосредоточены в "Оно" в виде либидо - энергии бессознательных сексуальных влечений и инстинктов и вытесненных из сознания идей. Бессознательные влечения стремятся к удовлетворению, к разрядке в действии. Для этого им нужно проникнуть в "Я", которое управляет действиями. Этому проникновению препятствует внутренняя цензура - "Сверх-Я", потому что культура, по Фрейду, основывается на отказе от желаний бессознательного. Сознание человека "Я" становится полем боя между "Оно" и "Сверх-Я". Основная задача сознания - определить состояние динамического равновесия между этими силами, иначе неизбежно психическое заболевание. Фрейд разработал специальный метод лечения таких болезней - психоанализ, с помощью которого пытался прояснить в каждом отдельном случае бессознательные мотивы, вызвавшие душевное расстройство человека.К. Юнг (1875-1961) - ученик Фрейда, создал концепцию первичного коллективного бессознательного, которое только позже превращается в субъективное и индивидуальное бессознательное отдельного человека. По мнению Юнга, концепция Фрейда характеризует лишь поверхностный слой бессознательного. Его самый глубинный пласт является единым для психики всех людей, а потому является общечеловеческим, коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное постоянно производит некоторые структуры и схемы, которые символически оформляют представления людей. Эти схемы Юнг называл "извечными образами" или "архетипами". Определяющие архетипы Персона (совокупность социальных масок человека), Анима (женское начало), Анимус (мужское начало), Тень (природа человека) и др. Они - априорные, присущие каждому человеку от рождения и выражают закодированную в человеке некоторую форму или возможность представлений. Архетипы появляются в человеку через сны, переживания, мифы, религиозные традиции, отклонения в поведении. Будучи выражением общих человеческих потребностей, инстинктов, потенций архетипы включают в себя огромную энергию, безличную силу.

  • основы теории возникновения жизни на Земле

    Однако, на основании этого принципа были сформулированы и собственно теологические выводы - о творя роль духовных сил, бога в возникновении жизни. Они были представлены учением витализма, который возродил учение Аристотеля о энтелехию.Виталисты считали сущностью живых форм определенную нематериальную «жизненную силу» - vis vitalis, якобы направляет и регулирует все процессы в организме. Так, Ганс Дриш, критикуя объяснения живого с позиций механицизма, прибегал именно к виталистических объяснений сущности и специфики живого.Примерно в то же время - 1865 гг., Немецкий ученый Г.Рихтер, осуществляя исследования на грани космогонии и физики, выдвинул гипотезу занесения жизни на Землю из космоса. Так для научного сообщества была представлена ​​так называемая гипотеза панспермии.Эта гипотеза утверждала, что жизнь передавалось спорами микроорганизмов от одной системы звезд в другую. Зародыши простых организмов могли попасть на Землю вместе с метеоритами. Из этих форм живого и началась биологическая эволюция. Концепцию панспермии во второй половине Х1Х в. разделяли такие выдающиеся естествоиспытатели, как шведский физико-химик Август Аррениус, английский физик Уильям Томсон (лорд Кельвин), немецкий физик, физиолог, психолог Герман Гельмгольц.В ХХ в. идея панспермии была возрождена известными учеными Фрэнсисом Криком и Лесли Оргела, которые предложили концепцию «направленной панспермии». Ученые предполагали, что планеты, на которых не было жизни, могли быть специально засеянные теми разумными существами, которые опередили землян в развитии на миллиарды лет. Если рассуждать по такой логике, то можно объяснить, почему молибден - редкий на Земле элемент - абсолютно необходим живым существам как кофактор многих важных ферментов.Итак, в историческом развитии биологии как науки происходили существенные изменения философско-методологических основ исследования происхождения и сущности живого, соответствующим образом сказывалось на понимании живого.

  • Направления развития антропологии как системы наук о человеке. Природные системы и их характеристика.

    Глава первая. Направления развития антропологической наукиВпервые термин антропология в значении науки о человеке был использован в труде «Антропология, или рассуждение о человеческой природе» Г. Капелла, выпущенная в 1533 г. В книге человек впервые рассматривался и как живой организм со своими механизмами, и как вместилище сверхъестественной души. С этого момента антропология получила свой двойственный характер науки, затрагивающей как сферу естествознания, так и гуманитарную.В период Просвещения антропология вызывала огромный интерес у мыслителей, впервые провозгласивших человека не только творением Бога, неразрывно связанным с сотворенным миром, но и возможным объектом исследования, независимым в своей гуманной сущности. Например, французские просветители включали в антропологию все отрасли научного знания, связанные с человеком. Она считалась универсальной наукой, систематически анализирующей все стороны человеческого бытия – от истории и духовной и материальной культуры до психологии и физиологии.С точки зрения немецких философов антропология прежде всего была наукой о психологическом и экзистенциальном аспектах существования человека. Понимание значения этой науки было углублено И. Кантом, который заложил основы некоторых современных направлений антропологии. В XIX веке, в период расцвета естественных наук более пристально стал изучаться соответствующий аспект антропологии. Эволюционизм сильно повлиял на принципы изучения человека и человеческого организма, духовный аспект временно ушел на второй план. Исследования Ч. Дарвина, Э.Геккеля, А. Мюллера привели к доминированию методов биологии и в особенности сравнительной анатомии и морфологии. Особое внимание стало уделяться теориям происхождения и биологического развития человеческого тела, антропогенезу и расоведению.

×
Оформите заявку на работу - это бесплатно