Информация о работе:
Дисциплина: Философия второй половины XX века
Тип работы: Эссе

Теория «коммуникативного разума» Ю. Хабермаса.

Фрагмент текста
Таким образом, Хабермас вплотную подошёл к разработкам понятия «разум», которые опираются на теории языкового акта. Теории самого Хабермаса тщательно изложены в его двухтомной работе «Теория коммуникативного действия» (1981). Хабермас полагает, что философские понятия особенностей человеческого разума не являются независимыми от эмпирического наблюдения и должны на постоянной основе подтверждаться в диалогах с конкретной научной дисциплиной, отражающей факты функциональных дифференциаций в обществе. Формулировка и общее понимание Хабермасом данного аспекта оказывали огромное влияние на формирование современной философской мысли. Выдвинутое им в 60-е гг. XX века понятие эмансипации, а также модель теоретико-познавательного интереса, вопрос формирования различных моделей коммуникации, понятие «дискурс» в 70-е гг. получили свое развитие в концепциях «кризиса легитимности позднего капитализма», а в 80-е гг. XX века дополнились новыми терминами и афоризмами, которые получили впоследствии распространение в языке не только ученых, но и широких масс («колонизации жизненного пространства», «новые непрозрачности» и т. д. ). Продуктивное восприятие идей, которые выдвинул Хабермас, становится ощутимым в разных странах мира, но особенно в США. Методологические аспекты теории коммуникативного разума наиболее тщательно разработаны Хабермасом в труде «Знание и интересы» (1968 г. ), которую на сегодняшний день считают наиболее сложной философской работой XX века. Хабермас описывает эпистемологию, сложившуюся за последние два столетия. Теоретическое представление о связях знания и действий приводят Хабермаса к пониманию того, что формирующееся знание подчиняется определенному интересу, который отражает информационный поток о состояниях «жизненного мира». Хабермас указывает, что мир имеет коммуникативную функцию. Но кроме этого – и функцию резервуара, где следует брать знания о культурных традициях и убеждениях, их интерпретациях, пригодных для достижения консенсуса. Под консенсусом Хабермас подразумевает согласие значимого большинства людей в конкретном сообществе относительно особо важных аспектов его социального порядка, которые выражены в действии.
Показать еще
Эту работу защитили на 5
Похожие работы:
  • «Время картины мира» М.Хайдеггера. Культурфилософская проблематика.

    Так же как и вся традиция экзистенциализма, М. Хайдеггер в анализе человека и культуры стоит на позициях внерационального плана, характеризующих отношение человека к миру со стороны существования (экзистенции). Причем экзистенциальной план человеческой личности рассматривается философом не с точки зрения психологии, а с точки зрения дорефлексивных структур сознания, которые называются «экзистенциалами».Вся философия Хайдеггера сконцентрирована на понятии бытия, которое является основным понятием в философской онтологии. Именно это понятие становится критерием для анализа культурной ситуации, сложившейся в Европе, начиная с Нового времени. Как отмечает С.И. Трунев: «Данная ситуация характеризуется философом (вслед за определением Ф. Ницше) с точки кризиса и нигилизма, то есть, во-первых, рационализация познания в новоевропейской метафизике; во-вторых, этизация и эстетизация как познания, так и культуры»5 Трунев С. И., Ромащенко А. А. Философия культуры / С. И. Трунев, А. А. Ромащенко. – Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2005. – С. 42… Именно «рационализация» и «этизация» мысли, по Хайдеггеру, означают начало отстранения человека от бытия.Хайдеггер был одним из тех философов, которые много говорили о кризисных явлениях, которые характерны для европейской культуры начала XX века. Возможность преодоления культурного кризиса Европы Хайдеггер видит в «возвращении к бытию» посредством структуры «поэтического слова», которое, с одной стороны, позволяет для человека открыть «просвет» в бытии; с другой – приобщиться к миру, понятому посредством произведения искусства. Тем самым Хайдеггер определяет основную задачу искусства, заключенную в «открытии мира» для человека. Причем мир в данном случае выступает не в структуре мировоззрения (которое может меняться), а как способность человека «слышать зов бытия», приобщиться к «открытости всего существующего»6 Трунев С. И., Ромащенко А. А. Философия культуры / С. И. Трунев, А. А. Ромащенко. – Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2005. – С. 43…

  • П. Я. Чаадаев – ни западник, ни славянофил

    Мы пережили век противостояния между Россией и Западом. Идеи, воспринятые от европейских социалистов, рожденные в самом сердце европейской цивилизации, породили чудовищный режим, который рухнул сравнительно недавно. Грандиозный эксперимент, порождённый мировым духовным кризисом, отразился на России так, как ни на какой другой стране. Мы «не шли вместе с другими народами» в чаадаевском смысле, мы пытались идеями и силой указать другим, как и куда надо идти. И, надо сказать, проявили в этом невиданную энергию. Мы по-прежнему, – и в этом П.Я. Чаадаев оказался совершенно прав, – лишены чего-то устойчивого. Пройдя через потрясения, достигнув невиданного даже для великой Российской империи могущества, подчинив себе половину мира, а затем почти всё утратив, мы всё так же лишены уверенности в том, что обладаем чем-то постоянным. По его меткому выражению, «в домах наших мы как будто определены на постой; в семьях мы имеем вид чужестранцев; в городах мы похожи на кочевников». Ни культуры, ни истории, ни правил нравственности – мы ничего не хотим знать. Мы по-прежнему враги всякого прогресса. Однако в остальном мире нет ничего, что могло быть осветить наш путь. Европейское семейство народов разрушилось. Где нам искать спасения? Вопрос остаётся открытым.П.Я. Чаадаев не был ни западником, ни славянофилом, поскольку не был в плену идей ни тех, ни других. Его зоркий взгляд ухватил самое важное, что было в николаевской России тех лет, прежде всего это удушающая атмосфера в обществе и всё отравляющее рабство. В сущности, он не видел выхода из сложившейся ситуации другого, кроме устойчивого цивилизационного развития России, улучшения нравов, просвещения и свободы. И образцом для такого пути стали страны Запада потому, что их историческое развитие есть отражение движения по истинному пути, который доступен познанию и один лишь может привести государства к благоденствию – это путь христианский.

  • Выделите характерные особенности философии просвещения и покажите их влияние на искусство классицизма на примере любого художественного, литературного, драматического, музыкального и т.п. произведения

    Разум был для просветителей средством познания, а знание было его орудием. С точки зрения просветителей, каждый человек, как носитель разума, имел право на знание – оно больше не должно было быть достоянием узкого круга посвященных и избранных (ученых-монахов, дворянства и т. д. ). Популяризация, широкое распространение знаний адептами Просвещения нашло свое воплощение в издании в XVIII веке во Франции, Англии, Германии «энциклопедий» – общедоступных сборников самых последних знаний по широкому кругу вопросов. Еще одной важной составляющей философии Просвещения было ее обращение к философским и культурным традициям античности и эллинизма, античным идеалам демократии, свободного развития личности. Для создания новой государственной теории, модели нового государства и общества, основанного на главенстве разума и знания, просветителям пришлось обратиться к опыту прошедших эпох. Средневековье ими было отвергнуто, как эпоха невежества и суеверия. Зато античность с ее богатым философским наследием, законодательной системой Древного Рима, полисной и сенатской демократией дала Просвещению множество образцов для подражания. Античное искусство, в особенности архитектура, с ее упорядоченностью, практичностью и простотой форм также активно изучалось и творчески перерабатывалось представителями эпохи Просвещения. Развитие рационалистической философии, как предтечи Просвещения, а также переосмысление античной культуры привело к зарождению нового направления во французской культуре XVII века – классицизма. Постепенно, на протяжении XVIII – начала XIX веков классицизм распространился на весь западный мир, чему способствовало распространение идей Просвещения. Именно с классицизмом связаны первые в Европе Нового времени масштабные градостроительные планы и их воплощение в жизнь в конце XVIII – первой половине XIX веков. Структура населенных пунктов, построенных по канонам классицизма, отражает идеалы Просвещения – стремление к преодолению социального неравенства, создание нового типа жилого пространства, предназначенного для всех жителей города, а не только для дворян.

  • Философия американского трансцендентализма – опыт противостояния идеологии общества потребления.

    Торо подробно описывает свое хозяйство, даже приводит перечень использованных при строительстве материалов дома с указанием их цен, указывает цены на съеденные им продукты. Он делает это не случайно – ему важно подчеркнуть, что возможно создать добротное жилище, лишенное признаков роскоши и что это жилище способно радовать владельца так же, как и шикарный особняк, что можно питаться скромно, но вполне достаточно. Простота – вот девиз Торо! Приверженность к простоте позволила мыслителю довольствовать малым, то есть необходимым количеством пищи, одежды, тепла, а остальное время посвятить тому, без чего жизнь человеческая бессмысленна, - неспешному созерцанию и размышлению.Огромное значение Торо уделяет труду в жизни человека. Это напоминает Дефо, который также воспевал труд, которым занимался его персонаж. Торо очень «вкусно» описывает свои трудовые свершения, например, кладку печи - с наслаждением, с подробностями. Вместе, работа не должна быть единственной целью в жизни, она нужна, по Торо, для удовлетворения самых скромных потребностей. Труд обязательно должен оставлять время для духовной жизни.Торо сожалеет, что «больше тратим на пищу и на лекарства для нашего тела, чем на пищу духовную». Один из видов духовной пищи – чтение, которому автор смог посвятить много времени. Еще один источник наслаждения – звуки, удивительные, многообразные, на которые мы в своей повседневной жизни не обращаем внимания. Особенно чужд мир звуков, представляется, городскому жителю, для которого звуки сливаются в общий шум. И здесь тоже нельзя не согласиться с Торо.Отдельная глава в размышлениях Торо посвящена одиночеству. Вот это настоящая проблема для человека XXI века! Одиноких людей много, но это совсем не то одиночество, о котором говорит Торо, у него одиночество имеет знак «плюс». Это, скорее, даже не одиночество, а уединение. По Торо, нахождение в обществе «отвлекает от серьезных дум», а уединение дает возможность постичь истинный смысл жизни.

  • Философские истоки нигилизма в России

    B сфере науки русский нигилизм аскетически довольствовался естественными науками, разрушающими старое верование и предрассудки. Русский нигилизм проявился как негатив русской апокалиптичности. Он восставал против несправедливой истории, лживости человеческих цивилизаций, требовал, чтобы история старого формата закончилась и началась абсолютно новая: вне- или сверхисторическая жизнь. Русский нигилизм выдвигал требование совлечения со всех пластов социума любого культурного покрова, превращения в ничто любой культурой традиции, эмансипации натурального человека, на которого впредь не налагаются никакие оковы.Умственная аскеза русского нигилизма нашла своё выражение в материализме, более утонченные философские учения были объявлены греховными. Русский нигилист середины XIX века был русским просветителем. Он объявлял борьбу любой исторической традиции, противополагал разум любым верованиям и предрассудкам прошлого. Но русское просвещение, имея максималистский характер русского народа, неизменно оборачивался нигилизмом. Французские просветители Дидро и Вольтер нигилистами не были. Именно в России идеи материализма приняли совсем иной, новый характер, чем это было принято в Западной Европе.Материализм стал своеобразной догматикой и теологией, за которую значительно позже зацепились в своих взглядах коммунисты. В середине XIX века материализм в России получает эту теологическую окраску, становится морально обязательным догматом, за которым скрывалась специфическая нигилистическая аскеза. Материалистический катехизис фанатично усвоили широкие слои русской интеллигенции. Не-материалисты вызывали подозрение. Считалось, что подобные люди «сокрыто» выступают за порабощение людей. Идолопоклонничеством было и отношение русского нигилиста к научным знаниям. Наука (под этим словом понимались лишь естественные науки) стала предметом веры. Российские учёные того времени были особенным уникальным явлением.

×
Оформите заявку на работу - это бесплатно